Работа с одаренными детьми - СШ №1 г.Кобрина
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Работа с одаренными детьми

                                                                                                                                            

Программа «Одаренные дети»

Государственного учреждения образования

«Средняя школа №1 г.Кобрина»

на 2018–2022 годы

 

  1. Пояснительная записка

1.1.               Программа "Одаренные дети" на 2018-2022 годы разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 7 декабря 2009 года "Об основах государственной молодежной политики" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 300, 2/1617), а также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь (28 марта 2016 г. № 250) «Об утверждении государственной программы "Образование и молодежная политика" на 2016 - 2020 годы».

1.2.               Программа работы с одаренными детьми разработана с учетом  важности и актуальности проблемы развития одаренности обучающихся. Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, олимпиадах показывает, что в школе имеется немногочисленная категория учащихся с повышенной мотивацией и педагогам необходимо помочь данной категории учащихся раскрыть свои возможности и способности. Целенаправленная и систематическая работа с высокомотивированными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность познавательной деятельности учащихся, рост более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

1.3.               Данная проблема стала темой обсуждения педсовета, в ходе которого обозначились направления работы коллектива по реализации программы «Одарённые дети».

1.4.               Профессионализм и ответственность педагогов должны стать гарантом реализации данной программы.

 

  1. Концепция работы с одарёнными детьми

2.1.               Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как личности, способной, реализуя свои индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

2.2.               К группе высокомотивированных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

2.2.1.           имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

2.2.2.           имеют доминирующую, активную познавательную потребность;

2.2.3.           испытывают радость от умственного труда.

2.3.               Для высокомотивированных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

2.4.               Можно условно выделить 3 категории высокомотивированных детей:

2.4.1.           дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте);

2.4.2.           дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

2.4.3.           учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

 

  1. Цель и задачи программы

3.1.               Цель программы состоит в определении стратегии, принципов педагогического и психологического взаимодействия в работе по раннему выявлению, поддержке и развитию одаренных и талантливых детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями и запросами современного общества.

 

3.2.        Задачи программы:

3.2.1.           Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей детей.

3.2.2.           Создание системы психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными и талантливыми детьми.

3.2.3.           Совершенствование методов диагностики и форм работы с одаренными детьми.

3.2.4.           Формирование у детей осознанных установок на максимальную реализацию своих способностей.

3.2.5.           Раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно- исследовательской деятельности.

3.2.6.           Актуализация работы педагогов с высокомотивированными учащимися.

3.2.7.           Выстраивание целостной системы работы с одарёнными детьми.

3.2.8.           Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах, конференциях, творческих выставках и  различных других конкурсах.

3.2.9.           Стимулирование труда педагогов, результативно работающих по выявлению и развитию талантов и способностей учащихся.

 

  1. Принципы программы

4.1.               Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из направлений работы нашего образовательного учреждения. В работе с этой категорией детей наш педагогический коллектив будет руководствоваться следующими принципами:

4.1.1.           оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учащихся;

4.1.2.           развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности;

4.1.3.           обучение рациональным приемам познавательной деятельности;

4.1.4.           поддержание интереса, любознательности;

4.1.5.           формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций, викторин и т.д;

4.1.6.           создание педагогических условий формирования интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

 

  1. Основные направления работы

5.1.       Диагностика как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

5.2.       Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

5.3.       Развитие творческих способностей учащихся.

5.4.       Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

 

  1. Стратегия работы с одаренными детьми

6.1.        Диагностика.

6.1.1.   Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.

6.1.2.   Создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 9 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.

6.1.3.   Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

6.1.4.   Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

6.1.5.   Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий.

6.1.6.   Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

 

6.2.        Создание благоприятных условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей.

6.2.1.   Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

6.2.2.   Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

6.2.3.   Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

6.2.4.   Привлечение творческих учителей, родителей, работников культуры для общения с детьми.

6.2.5.   Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6.2.6.   Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

6.2.7.   Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

 

6.3.        Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

6.3.1.   Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению  олимпиад, конкурсов, конференций.

6.3.2.   Проведение школьных олимпиад.

6.3.3.   Введение широкого круга разнообразных по тематике курсов; объединений по интересам, факультативных занятий.

 

6.4.        Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности.

6.4.1.   Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам (медалистам, отличникам учебы, победителям олимпиад, конференций, конкурсов, спортивных соревнований)..

6.4.2.   Публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, торжественные собрания).

6.4.3.   Отправление благодарственных писем родителям.

6.4.4.   Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

 

  1. Формы работы с одаренными учащимися

7.1.        Групповые занятия с высокомотивированными учащимися.

7.2.        Факультативные занятия.

7.3.        Объединения по интересам.

7.4.        Стимулирующие занятия.

7.5.        Работа с одаренными по индивидуальным планам.

7.6.        Олимпиады по учебным предметам.

7.7.        Конкурсы работ исследовательского характера.

7.8.        Конкурсы творческого направления.

7.9.        Республиканские конкурсы международной ассоциации «Конкурс».

7.10.     Интеллектуальные игры, марафоны.

7.11.     Заочные школы.

7.12.     Ресурсные центры.

7.13.     Интернет-конкурсы.

 

  1. Кадровое обеспечение программы

8.1.        Информационное обеспечение:

8.1.1.   Нормативно-правовое обеспечение:

8.1.2.   Программное обеспечение.

8.2.        Организационно-методическое обеспечение:

8.2.1.   Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров;

8.2.2.   Изучение обобщения опыта работы педагогов.

  1. Мониторинг работы системы.

 

  1. Этапы работы.

9.1.        Диагностико-прогностический, методологический:

9.1.1.   пополнение банка данных по одаренным детям;

9.1.2.   пополнение банка творческих работ учащихся;

9.1.3.   пополнение банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов.

9.2.        Деятельностный:

9.2.1.   выявление одаренных детей на ранних этапах развития;

9.2.2.   организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

9.2.3.   активное использование метода проектов;

9.2.4.   проведение выставок детского творчества.

9.3.        Констатирующий:

9.3.1.   Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.

 

  1. Ожидаемые результаты

10.1.    Активизация инициативы и творчества учащихся в разных областях наук.

10.2.    Сохранение и приумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

10.3.    Укрепление методической базы по работе с одаренными детьми.

10.4.    Повышение качества образования и воспитания школьников.

10.5.    Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей учащихся

10.6.    Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети».

 

  1. Мероприятия по реализации программы

 

Содержание деятельности

Срок исполнения

Ответственные

1

Диагностика интеллектуального уровня развития учащихся для выявления одаренных детей

Сентябрь

Педагог-психолог

2

Пополнение базы данных одаренных детей

Сентябрь

Зам. директора по УР

3

Организация работы факультативов с учетом способностей учащихся

Сентябрь

Зам. директора по УР

4

Организация работы объединений по интересам с целью развития творческих способностей учащихся

Сентябрь

Зам. директора по ВР

5

Организация индивидуальной работы с высокомотивированными учащимися на стимулирующих занятиях

Сентябрь

Зам. директора по УР

6

Организация работы интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»

Сентябрь

Зам. директора по ВР

7

Проведение первого этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

Октябрь,

февраль

Зам. директора по УР

8

Организация подготовки учащихся ко второму этапу республиканской олимпиады по учебным предметам

Октябрь-ноябрь,

Февраль-март

Учителя-предметники

9

Подготовка учащихся к конкурсу работ исследовательского характера учащихся (конференции) «Первые шаги в науку»

Сентябрь-декабрь

Учителя-предметники

10

Углубленная диагностика личностных особенностей одаренных учащихся

Ноябрь

Педагог-психолог

11

Участие учащихся в республиканских конкурсах: «Инфомышка», «Глобусенок», «Колосок», «Белка», «Журавлик», «Зубренок», «Синица», «Буслік», «Кенгуру», «Лингвистенок», «Кентаврик», «Олимпионок»

Октябрь-май

Учителя-предметники

12

Участие учащихся в районных, областных, республиканских творческих акциях и конкурсах

Сентябрь-май

Учителя-предметники

13

Организация проведения предметных недель

Ноябрь-декабрь

Зам. директора по УР

14

Проведение открытых уроков с показом наиболее эффективных методик, способствующих личностному развитию учащихся

Февраль

Учителя-предметники

15

Организация психолого- педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых ребят

Ноябрь,

март

 

Педагог-психолог

16

Организация консультирования педагогов по вопросам детской одаренности

Январь,

февраль

 

Педагог-психолог

17

Обобщение опыта работы педагогов, работающих с одаренными детьми

Март

Зам. директора по УР

18

Участие учащихся в интернет-олимпиадах и конкурсах

Постоянно

Учителя-предметники

19

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

Зам. директора по УР

20

Учет  достижений одаренных учащихся 

Постоянно

Зам. директора по УР

21

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

Постоянно

Учитель информатики

22

Подведение итогов работы с высокомотивированными учащимися

Май

Зам. директора по УР