Родителям пятиклассников - СШ №1 г.Кобрина

Родителям пятиклассников

 Некоторые истоки проблем пятиклассников
  • В письменных работах пропускает буквы;
  • Не умеет применять правила, хотя знает их формулировки;
  • С трудом решает математические задачи;
  • Плохо владеет умением пересказа;
  • Невнимателен и рассеян;
  • Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы;
  • Не умеет работать самостоятельно;
  • С трудом понимает объяснения учителя;
  • Постоянно что-то и где-то забывает;
  • Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради);
  • Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний;
  • Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Признаки возникшей дезадаптации школьника
  • Усталый, утомлённый вид ребёнка;
  • Нежелание ребёнка делиться впечатлениями о проведённом дне;
  • Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  • Нежелание выполнять домашние задания;
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой
  • Беспокойный ночной сон;
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Золотые правила воспитания для родителей
  • Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом;
  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть: со всеми достоинствами и недостатками;
  • Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности;
  • Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства;
  • чаще ставьте себя на его место;
  • Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым;
  • Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания;
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример;
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален;
  • Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как Вы хотите.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
ВО ИЗБЕЖАНИЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
 
  • Во взаимодействии с ребенком учитывайте характерные особенности младшего подростка:
- стремление к взрослению; наличие собственной линии поведения,
   определенных взглядов, оценок и их отстаивание;
- потребность в достойном положении в группе сверстников и стремление   
   ее удовлетворить;
- любознательность и любопытство к миру взрослых;
- освоение новых форм поведения и отношений с людьми;
- формирование самооценки и самосознания, т.е. понимание им своей
   психической жизни, формирование отношения к самому себе;
- повышенная утомляемость.
  • Помогите ребенку в реализации основной потребности подросткового возраста – потребности в общении со сверстниками. Познакомьтесь с друзьями ребенка, приглашайте их в дом, интересуйтесь увлечениями и ценностями ребенка.
  • Подвергайте критике и анализу только действия ребенка, а не его личность.
  • Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнивать его с самим собой – это более обнадеживает.
  • Замечайте даже мелкие успехи в учении и акцентируйте на них внимание.
  • Развивайте самостоятельность во всех делах подростка.
  • Помогайте ребенку поддерживать обязательный режим труда и отдыха.
  • Проявляйте живой интерес к школьным делам. Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах.
     Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ваш ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
·         Установите контакт с учителями.
     Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете чего-то о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже. чем раз в два месяца (раз в четверть).
      Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Не вовлекайте своего ребенка  в ситуацию непонимания, иначе вы можете случайно поставить его в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
·         Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
     Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом (словари, справочники, пособия, атласы, книги по школьной программе, учебные принадлежности). Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, спрашивайте по вопросам учебника.
·         Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
     Знайте школьную программу ребенка. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнать что-нибудь новое.
     Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели, обогащайте их.
     Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить какую-то  поверхность, количество бензина на дорогу и т.п.
·        Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Очень часто проблемы в школе являются следствием проблем семейных.
     Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере во время этих событий. Эмоциональное благополучие, спокойствие домашней жизни вашего ребенка, а также родительская любовь  помогут ему более эффективно решать проблемы в школе.