Существует множество видов психологической помощи. Обычно она (помощь) направлена на то, чтобы освободить ребенка от болезненного воздействия (и его последствий) со стороны значимых взрослых, помочь ему окрепнуть и обрести способность к социальной адаптации в соответствии со своими особенностями. Второе направление психологической помощи, которое осуществляется параллельно, – это перестройка соответствующих отношений родителей (воспитателей).
В сущности, с этого и начинается психологическая коррекция – с перестройки соответствующих представлений, установок и тенденций у взрослых. Без этого невозможно добиться улучшения в психическом состоянии ребенка.
Маленькое, впечатлительное, очень ранимое существо в зоне действия сверхсильного для него раздражителя не может окрепнуть и закалиться: как непосильный груз, этот раздражитель давит, уродует, ломает.
Ребенок обнаруживает все признаки реактивного состояния: т.е. такого состояния, которое возникло как реакция на очень сильный неблагоприятный раздражитель.
Что может послужить причиной такого реактивного состояния? Оно может возникнуть у любого нормального ребенка независимо от его начальных психических особенностей как следствие острого внутреннего дискомфорта, резкой утраты эмоционального благополучия. Предпосылкой возникновения негативизма как отказа от каких-то видов деятельности обычно служит повышенная психологическая трудность, наличие непосильных требований и отношений.
Одной из причин внутреннего дискомфорта ребенка может быть сравнение. Но может ли пятилетний ребенок без предварительного участия взрослых, сам, спонтанно, сравнивать себя с чужими достижениями не в свою пользу да еще с четким определением неблагоприятного для себя результата?
Психологические исследования выявляют последствия неправильного воспитательного участия взрослых, в которых можно выделить несколько общих психотравмирующих для ребенка моментов.
I. Неблагоприятная оценка уровня какого-то вида деятельности ребенка высказывается ему самому, хотя он еще слишком мал, чтобы безболезненно воспринять ее (например: «Ты не умеешь рисовать», «Ты плохо читаешь»…). Этот оценочный аспект восприятия своей деятельности ему чужд, поскольку она у него в перспективе, в будущем, и попытки овладения ею у него перемежаются с игрой в нее, имея благоприятную эмоциональную окраску радости и удовольствия, иначе он не сможет сохранить в себе побуждение к этой деятельности и утратит уверенность в себе.
II. При высказывании ребенку неблагоприятной оценки его деятельности расширяется объем того, что подвергается этой оценке. При этом нередко прямо переходят на личность ребенка. («Ты не только плохо читаешь, ты еще и хвастаешь, что умеешь читать, ты хвастун! А у самого нос грязный. Грязнуля!»). А между тем у дошкольников и младших школьников – даже при наличии хорошо развитой способности дифференцировать понятия – пока еще нет доступной взрослому способности полностью дифференцировать свою деятельность и себя.
Если низко оценена его деятельность, это воспринимается как низкая оценка его личности.
Расширение того, что подпадает под отрицательную оценку, и прямой переход на личность ребенка блокируют у него своевременное развитие в дальнейшем спокойной самокритичности и способности безболезненно воспринимать критику, формируют устойчивую пессимистическую оценку своих возможностей и комплекс неполноценности.
На чем базируется психотравмирующее действие низкой (отрицательной) оценки на детей?
а) низкая самооценка у человека любого возраста сопряжена с глубоким внутренним дискомфортом, и потому она снижает его адаптивные возможности.
б) резкое снижение самооценки может вызвать аффективный взрыв даже у взрослого человека, достаточно спокойного и уравновешенного.
в) следствием низкой самооценки может быть суицид или его попытка.
г) хронический характер пессимистической оценки своих возможностей обусловливает стабильное снижение волевого импульса к самореализации.
д) дети более ранимы, чем взрослые. Поэтому действие низкой самооценки на них сказывается еще в большей степени.
III. Психотравмирующее действие содержательной стороны низкой оценки усиливается эмоциональной окраской оценивающего высказывания. Обычно низкая оценка взрослых в адрес ребенка выражается в укоряющих, порицающих, наказующих интонациях и нередко – в грубой оскорбительной форме, на что ребенок может реагировать аффективным взрывом отчаяния с последующей астенией.
Общей возрастной особенностью детей младшего школьного и особенно дошкольного возраста является внушаемость. Даже совсем маленькому, еще не умеющему говорить ползунку можно внушить чувство неловкости – укоризненными интонациями и соответствующей мимикой. Не столько подбор слов, сколько их эмоциональная окраска и выраженное в ней отношение взрослых влияет на ребенка, вызывая соответствующую эмоциональную реакцию.
IV. Очень значительным психотравмирующим воздействием обладает сравнение ребенка с кем-то другим, кто ему противопоставляется как пример, как образец. Кроме низкой самооценки, оно создает основу для последующего развития зависти, эгоцентризма и тревожной настороженности к оценкам вообще, а особенно в свой адрес.
Взрослые обычно ставят ребенку кого-то в пример, основываясь на том, что дети быстро друг от друга научаются и перенимают. Но когда ребенка невыгодно сравнивают с кем-то другим, чем лишают его эмоционального благополучия (к тому же на это наслаивается отрицательная оценка), то вызванное этим состояние может затормозить побуждение «брать пример» и вообще заниматься данным видом деятельности. Так формируется негативизм, немотивированный отказ.
И все это не потому, что ребенок до этого сравнения был якобы неправильно воспитан. От него нельзя ждать и требовать доступной более старшему возрасту самокритичности и самообладания под действием осуждения. Они качественно чужды ему по самой природе человеческого существа в самом начале его социального развития.
Ребенку нужен огромный запас оптимизма, чтобы иметь и сохранять побуждение учиться всему, что потребуется в обществе. И сама природа ребенка рассчитана га этот оптимизм, она исключает спонтанную отрицательную самооценку и неутешительные результаты сравнения. Для любого ребенка сознание, что он хуже кого-то, очень вредно. Ему необходимо воспринимать себя только благоприятно, это норма, необходимейшее условие его развития.
Сама природа младшего детского возраста обеспечила ребенку нормальное позитивное отношение к чьим-то достижениям без снижения собственной самооценки, без признаков зависти и каких-либо иных признаков эмоционального неблагополучия. Это относится и к тем детям, которые не слишком уверенны и активны. Если в беседе с ребенком выясняется, что ему пока еще что-то не удается и он не огорчается этим, а спокойно адресует своего взрослого собеседника в свое будущее («Научусь, когда вырасту…»), значит, здесь с самооценкой пока все в порядке.
Среди детей, поступающих в школу, немалый процент составляют те, кто испытал на себе тяжелые последствия неверных воздействий со стороны старших, которые действовали из лучших побуждений. Негативное отношение к школе у них достаточно распространено. Как же возникает этот вид негативизма?
Например, с целью побудить дошкольника к познавательной или речевой активности, к демонстрации своих достижений взрослые нередко превращают школу в пугало: «А как же ты в школу пойдешь?»; «А в школу таких не принимают!». На фоне уже сниженной самооценки и утраты эмоционального благополучия упоминать школу в неблагоприятной перспективе – значит связать представление о школе с чем-то тягостным, т.е. наносить двойной вред – и самому ребенку, и будущему процессу воспитания в стенах школы, затрудняя и без того сложный труд учителя.
Что же в таком случае делать?
Прежде всего, нужно оставить ребенка в покое.
Эта рекомендация обычно вызывает у родителей смятение, недоумение с оттенком обиды. Они же рассчитывали на то, что им немедленно помогут «исправить» ребенка в соответствии с их представлением, – ведь им сейчас очень трудно с ним!
В этом случае важно понять, что сейчас именно ребенку труднее всего: он лишен самого необходимого для дальнейшего нормального развития – эмоционального благополучия.
Нужно очень умеренно во времени и очень спокойно, сдержанно и деликатно общаться с ребенком, не навязываясь с теми проявлениями заботы, внимания и ласки, которых он сейчас принять не может. Вид самой первой психологической помощи ребенку очень прост: нужно лишь пресечь избыток воздействия, прекратить навязывание ему чего бы то ни было, в том числе воли старших и общения с ними, и выждать, когда у него восстановится потребность в общении со взрослыми.
Если взрослый смог (!) оставить ребенка в покое, вторым его шагом в плане психологической помощи должен быть непременный критический пересмотр всех своих отношений.
Постепенно можно развить в себе контроль за своим общением с детьми, а это обогащает каждого заинтересованного человека собственными педагогическими находками.
Изложенная информация о том, как возникают некоторые болезненные состояния в младшем детском возрасте, поможет избежать ошибок при воздействии на детей и даст возможность предотвратить закрепление последствий уже допущенных ошибок. Это и будет началом практики психологической помощи ребенку, доступной всем взрослым в роли воспитателя.
Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988.
(Глава первая. Предупреждение невротического развития у дошкольников как первый шаг в практике психологической помощи
раскрыть » / « свернуть